история / эзотерика / приключения / здоровье

медитация на касины цвета

Касины цвета медитация. Обзор методики

Касины (термин означающий “полное, круглое”) является одним из объектов медитации, рекомендованных Буддой и подходящим для развития концентрации, способствующей четырем медитативным поглощениям (Джханам). По ряду причин практика медитации с использованием Касин не была сильно популярна на Западе.


Одной из причин этого может быть то, что этот метод не создан для группового обучения, как это обычно делается на медитативных ретритах.

 

Медитация касины требует того, чтобы каждый практикующий использовал свое собственное средство для концентрации и того, что-бы окружающая среда таких практиков должна быть свободна от ярких визуальных объектов.

 

Другая причина этого так же может заключаться в том, что довольно сложно найти квалифицированных Учителей, имеющих опыт работы с этим объектом.

 


К сожалению, информация об этом методе практики ограниченна и зачастую расплывчата. Кроме того, некоторые учителя не поощряют практику медитации Касины на том основании, что она психологически опасна.


По моему мнению это неоправданно, хотя, как и в любой другой практике, Учитель должен внимательно наблюдать за своими учениками, практикующими методы Касины.

 

 

Медитация на Касины цвета для тех кому сложна практика наблюдения дыхания

 

Медитация на Касину цвета может оказаться очень полезной для некоторых медитирующих, особенно тех кто не достиг успеха в практике Наблюдения дыхания или других объектов медитации.

 

Как и любой другой объект или метод медитации, практика Касины имеет свои преимущества и недостатки.

 

медитация Касины цвета

 

Его преимуществом является то что, этот объект четко определен с точки зрения своего размера, текстуры и оптических свойств (поскольку это визуальный объект), в то время как Осознавание дыхания, вероятно, являющийся самым распространенным объектом для медитации, является тактильным объектом, который новичкам труднее осознавать из-за его “нечеткого” качества.

 

 

По мере того как медитирующие углубляют свою внимательность и концентрацию Касина будет становится все более ясной и четкой.

 

В случае же Наблюдения дыхания, по мере обретения большей ясности, объект становится все более тонким и трудно воспринимаемым.

 

Это не является недостатком этого вида медитации, поскольку сама его потребность в более высокой внимательности и концентрации стимулирует развитие этих способностей ума.

 

Но для новичка может быть легче осознавать более четкий объект, подобный Касине цвета, особенно на начальной стадии развития.

 

 

Во время развития безмятежности с помощью Касины постепенное улучшение внимательности и концентрации становится очевидным благодаря появлению ясных знаков (визуальных и/или ментальных), называемых Нимитта, которые отмечают определенные стадии этого процесса.

 

Во время практики эти Нимитты или “знаки”, облегчают медитирующему оценку прогресса, устанавливая четкие ориентиры.

 

Недостатки практики

 

Одним из недостатков этой практики является то, что практику для начала нужно сделать объект для концентрации. Он громоздок для хранения и транспортировки.

 

Основным недостатком медитации Касины является то, что она может создавать чрезмерную нагрузку на глаза, вызывая их раздражение и усталость. Усилие следует прилагать в разумных пределах, но не прекращая практику если в ней начинают возникать проблемы подобного рода.

 

Касины цвета

 

Хотя облегчение обычно приходит обычно приходит с ее развитием и тех интервалов, когда вы будете практиковать с закрытыми глазами. В любом случае, имейте в виду, что обычно медитирующие по мере развития своей практики должны примиряться с болью и трудностями иногда возникающими в течении длительных периодов медитации.

 

 

Нижеследующие инструкции по практике и рекомендации, включают некоторые аспекты, не упомянутые в классических текстах. Медитирующим так же рекомендуется ознакомиться с доступными текстами, которые касаются пунктов, не упомянутых в этой статье.

 

Медитация под руководством Учителя

 

Сначала следует проконсультироваться с Учителем, имеющим опыт медитации Касины, затем подготовить один или несколько объектов для практики (см. инструкции в конце этой статьи) и найти подходящее для нее место. Оно должно быть спокойным и хорошо освещенным.

 

Необходимо убедиться, что место практики чисто и опрятно. Фон, на котором распологается устройство Касины, не должен быть загроможден и иметь много визуальных отвлекающих объектов.

 

Поза сидения должна быть удобной (подходит любое расположение ног и рук до тех пор, пока спина остается ни на что не опирающейся и прямой).

 

Изображение должно быть нанесено на подходящую, плоскую поверхность: обычно подходит цветной или белый круг с черной каймой по центру нарисованный на квадратной белой поверхности (в качестве подходящих изображений можно использовать квадраты, треугольники или другие правильные фигуры).

 

Касина должна быть помещена на расстоянии 1.5 – 3 метров от глаз практика.

 

Практику следует смотреть в центр этого изображения, не рассматривая его границу или оставшуюся белую область объекта на который оно нанесено. Можно моргать, чтобы снять напряжение и усталость глаз.

 

медитация с учителем

 

Сосредотачиваясь на цвете, пока не установится первоначальный фокус на объекте медитатор, в течение короткого времени, может сначала повторять себе (подобно мантре) название цвета Касины (например, “синий, синий,…”) и, п, и пока ум не перестанет сильно отвлекаться.

 

Затем вся вербализация отбрасывается и практику следует сосредотачиватся исключительно на “голубизне” объекта, с твердым намерением подчинить свой ум и удерживать в стороне все свои мысли или чувственные переживания.

 

Время медитации

 

Время, которое следует проводить в медитации Касины, варьируется от одного практика к другому. Если в общих чертах вам следует проводить в ней столько же времени, сколько вы обычно тратите на развитие любого другого объекта медитации.

 

Нужно смотреть на Касину непрерывно в течение нескольких минут, а иногда и более часа, чтобы получить ее стабильное изображение на сетчатке глаза. Оно выглядит как постоянное “негативное” изображение, отпечатанное на сетчатке, которое проявляется при их закрытии.

 

Например, когда используется синяя Касина, изображение сетчатки предстает в виде желтого или оранжево-желтого цвета, а черная кайма-в виде ярко “освещенного” беловатого кольца. Фон будет казаться темной тенью, еще больше усиливая яркость изображения сетчатки за счет эффекта контраста.

 

 

 

Когда появляются признаки зрительной усталости, следует осознанно закрыть глаза. С закрытыми глазами и без малейшего перерыва в направлении своего внимания следует продолжать фокусироваться на (виртуальном) образе сетчатки, возникшем при взгляде на цветной физический образ.

 

 

В значительной степени четкое определение и интенсивность генерируемого изображения сетчатки зависит от степени осознанности и концентрации.

 

Появление других знаков или Нимитт, описанных ниже, может занять дни, недели, месяцы или годы в зависимости от индивидуальности практикующего, но изображение сетчатки всегда появляется после короткого периода пристального взгляда на объект.

 

 

Оно, естественно, будет присутствовать в течение нескольких секунд или минут, а затем начнет исчезать. В этот момент практику обычно следует открыть глаза и снова смотреть на Касину, не прерывая процесса фокусировки внимания.

 

 

Иногда можно заметить, что если глаза остаются закрытыми, изображение на сетчатке может исчезнуть на короткое мгновение, чтобы через несколько секунд вновь появиться в ослабленной форме.

 

 

Цикл, в котором образ появляется и исчезает, может повториться еще несколько раз. Эти выцветшие образы так же можно использовать как объекты фокусировки. Их преимущество заключается в том, что ваш ум будет пытаться усилить его медленно угасающие элементы.

 

лень при медитации

 

Таким образом, после многих месяцев или лет практики ваш ум сможет генерировать этот образ исключительно с помощью свое способности к визуализации, больше не требующей физических подсказок.

 

Помехи ленности

 

Будут случаи, когда ум будет испытывать помехи ленности и оцепенения, затрудняющие поддержание внимания на физическом объекте. В этом случае, после некоторого времени фокусировки, скажем, на синей Касине, можно быстро развернуть устройство и сфокусироваться на желтой Касине.

 

(Это одна из причин, почему вам предлагается создавать два разных изображения на сторонах одной поверхности: см. ниже.) Желтый круг на недавно представленном физическом изображении будет отображаться с высокой яркостью и четкостью.

 

Это происходит потому, что желтый физический образ, так сказать, “усиливается” противоположным в цветовом спектре синим, который в негативе является желтым.

 

Этот эффект имеет тенденцию разжигать интерес и постоянное внимание к объекту и тем самым рассеивать любую летаргию и оцепенение. Медитирующие могут использовать этот трюк всякий раз, когда интерес к объекту ослабевает.

 

 

По мере продвижения в практике в течение дней, недель или месяцев можно заметить, что ум стабилизируется и способен удерживать осознанное внимание на объекте в течение более длительных периодов времени.

 

В какой-то момент медитирующий может обнаружить, что визуальны образ настолько сильно насыщен вниманием, что начинает “перекрываться” с непосредственным зрительным восприятием физического образа.

 

медитация на цвета

 

Иногда практикующий может обнаружить, что то, что раньше было белым фоном, окружающим объект, приобретает светлый тон, соответствующий цвету основной Касины. Он даже может почувствовать, что окружающий фон превратился в цвет самого объекта.

 

Поскольку изображение на сетчатке является “негативом” физического изображения, ”наложение “ приведет к эффективному исчезновению физического изображения – даже когда человек продолжает смотреть на него открытыми глазами.

 

Это порождает новый вид образа, который на самом деле является темно-черным (темная тень; мы можем назвать это “затмеваемым” образом Нимитты). В этот важный момент медитирующему не следует ослаблять свои усилия: он должен продолжать стремиться заострить внимание на новой Нимитте.

 

 

Если практик будет способен поддерживать свои усилия постоянными, этот ”негатив “ в конце концов – и иногда совершенно внезапно – исчезнет, породив вместо себя удивительно яркий образ (известный как ”знак двойника”).

 

Это изображение будет выглядеть поразительной ярким, подобно диску полной луны или солнца (при условии, что объект Касины используется круглый), как они проявляются в облаках или тумане.

 

Появление этого яркого и совершенно однородного ментального образа отмечает вход в концентрацию доступа. В концентрации доступа ум временно свободен от ментальных помех и будет испытывать уровень стабильности, спокойствия и удовлетворения, превосходящий обычное состояние бодрствования.

 

Стойкость проникновения

 

Затем можно заняться достижением более сильного уровня безмятежности – Джханы, или “стойкого проникновения “ (аппана-самадхи).

 

Для этого практикующий должен стремиться поддерживать состояние концентрации доступа как можно дольше.

 

Не следует довольствоваться первоначальным, сиюминутным успехом, достигнутом путем создания образа-двойника – так как вам может быть очень трудно воспроизвести тот же результат на следующем сеансе практики. Во время этих неуловимых и спонтанных периодов достижения этого состояния необходимо прилагать усилия, чтобы они возникали как можно чаще – особенно во время одного сеанса медитации.

 

На этом этапе человек должен стремиться развивать свой уровень мастерства, охраняя способность генерировать знак-двойника.

 

медитация цветовая

 

Это означает, что человек должен быть осторожен, чтобы не отвлекаться и не быть небрежным в чистоте своего поведения, слов и мыслей; он должен также охранять двери чувств, быть умеренным в еде, внимательным, сдержанным и должен настойчиво стремиться устранять препятствия для поддержания концентрации.

 

Необходимость продолжения практики является важной для того, чтобы стабилизировать ваше достижение. Когда объект Касины будет полностью освоен, медитирующий должен быть способен вызывать знак-двойника, без использования физического объекта для концентрации.

 

На стадии овладения им медитирующий должен также уметь изменять размер Нимитты по своему желанию.

 

При таком овладении Касиной он может оставаться в неподвижности сосредоточенного состояния в течение длительных периодов времени и добиться дальнейшего прогресса в развитии безмятежности.

 

Если медитирующий впоследствии овладел достижением первой Джханы, он/она может продолжить развитие концентрации ума к тишине и покою второй Джханы.

 

На этой стадии все дискурсивные мысли прекращаются и волевые импульсы будут почти полностью подавлены, но все же останется возможность отпустить Джхана факторы, мешающие уму достичь следующей материальной Джханы.

 

 

Финальной пользой от этих достижений будет то, что глубокое спокойствие, которое они порождают, предлагает практикующему наиболее подходящие условия для систематической попытки обретения знания Прозрения.

 

 

На этой стадии развития ума, как только он оставляет состояние концентрации и начинает воспринимать любой друго объект (осознанно или нет), ему следует тщательно исследовать его в свете любой из трех характеристик существования: непостоянства, неудовлетворенности или отсутствия сущности.

 

Эта последовательность развития практики широко известна как “развитие прозрения, которому предшествует безмятежность”.

 


 

Виды касин

1) pathavi-kasina (патави-касина): медитация на землю. Часто монахи делают небольшие фигуры из земли (или из песка), которые, естественно, со временем разрушаются. Подобная практика позволяет увидеть непостоянство этого элемента. Можно наблюдать за тем, как меняется земля в жаркую, сухую погоду и во время дождя. 

2) apo-kasina (апо-касина): медитация на воду. Лучше всего практиковать у водоемов, наблюдая за тем, как непостоянна гладь воды, как меняют свое направление и размер волны, как из-за ветра возникает рябь. Можно медитировать на дождь, на воду в реке. 

3) tejo-kasina (тежо-касина): медитация на огонь. Мы можем наблюдать за огнем свечи, костра, спички, за тем, как тлеет благовоние. К медитации на огонь относится и медитация на солнце. 

4) vayo-kasina (вайо-касина): медитация на воздух. Медитировать на воздух — значит наблюдать за его движением, за порывами ветра. Например, можно концентрировать свое внимание на том, как движется лист дерева из-за ветра.

 

Следующие 4 элемента – это цвета. Для такой медитации обычно рисуют точку или круг соответствующего цвета и сосредотачивают свое внимание на ней. Такая практика используется для развития концентрации у молодых монахов, только начавших практиковать медитацию. 

5) nila-kasina (нила-касина): медитация на голубой (синий) цвет. 
6) pita-kasina (пита-касина): медитация на желтый цвет. 
7) lohita-kasina (лоита-касина): медитация на красный цвет. 
8) odata-kasina (одата-касина): медитация на белый цвет. 

Последние 2 объекта медитации, предлагаемые Буддой, связаны во многом с абстрактным мышлением. 

9) aloka-kasina (алока-касина): медитация на свет. Под «светом» обычно понимается не огонь (это уже будет практика тежо-касина), а дневное освещение, сам по себе солнечный свет. Во время этой практики монахи чаще всего медитируют на небо, точнее, на свет, который из него исходит. 

 

10) akasa-kasina (акаса-касина): медитация на пространство. Это сложная практика, связанная с тем, что пространство, на которое мы собираемся концентрировать свое внимание, не было слишком большим и слишком маленьким. Тяжело медитировать на пространство, лежа на огромном поле, так же тяжело медитировать, находясь в маленьком замкнутом пространстве. Мы должны осознавать пространство, которое нас окружает, концентрировать на нем, на том, что в нем происходит. 

 

медитация на касины цвета. Цветовая медитация

 

Дополнение

 

Подготовка устройства Касины должна осуществляться с большой осторожностью и вниманием. Поскольку оно является важным элементом, способствующим развитию Понимания и Концентрации.

 

Оно должно быть тщательно сделанным и всегда храниться в месте, где риск его повреждения сведен к минимуму. К нему не следует относится как обычной вещи или предмету.

 

 

Хорошей идеей будет подготовить и попробовать практиковать медитацию на четыре традиционных цвета: белый, желтый, красный и синий.

 

 

Первоначально вы можете попробовать нарисовать круг синего-индиго с одной стороны поверхности и яркий как школьный автобус желтый с другой его стороны.

 

Для нанесения изображения круга и его границ подойдет акриловая краска, впоследствии покрытая глянцевым лаком (оставьте белую поверхность не глянцевой).

 

Это очень хорошо поможет концентрации. Чем меньше неровностей в изображении и грубости в текстуре на поверхности Касины, тем легче вам будет на нее концентрироваться, особенно если вы только начинаете свою практику.

 

 

Тхитапунньо Бхиккху

 

Что такое медитация

 

Предыдущая запись

Следующая запись

Добавить комментарий

Почта не будет опубликована / Обязательны к заполнению *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.