история, мистика, приключения

Тибетская тханка «Колесо Жизни». Обзор и трактовка символов

Тибетская тханка известная в буддистком мире. Большинство людей, знакомых с тибетской культурой, согласится, что Колесо Жизни никогда не теряет своей ценности как объекта созерцания.

В полотне этой картины заключено все, чему учил Будда, и те знания, которые тибетцы применяли практически с незапамятных времен.


Танка, тхангка, кутханг — в тибетском изобразительном искусстве изображение, преимущественно религиозного характера, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварительно загрунтованной смесью из мела и животного клея.

википедия


 

Тибетская тханка — символика

 

Рассмотрим символику тибетской картины. А чтобы Вам было удобно, приводится полноразмерное изображение.

 

Тибетская тханка Колесо Жизни

 

Первое, что сразу бросается в глаза — большое символическое изображение Бога Смерти. Он держит в руках большое круглое зеркало, которое и есть Колесо Жизни.

 


Яма (Ямараджа, Чойджал, Номун-хан, Эрлик) — в буддизме бог смерти, властелин ада и верховный судья загробного царства.

 

Яма (ЯмараджаЧойджалНомун-ханЭрлик) — в буддизме бог смерти, властелин ада и верховный судья загробного царства.

В буддийской иконографии изображается синим (цвет грозного божества), имеющим рогатую бычью голову с тремя глазами, проницающими прошлое, настоящее и будущее, в ореоле языков пламени. На нём — ожерелье из черепов, в руках жезл, увенчанный черепом, аркан для ловли душ, меч и драгоценный талисман, указывающий на его власть над подземными сокровищами.

википедия


 

В этом зеркале, однако, мы не видим своего физического отражения, но видим лишь открывающиеся нам возможности. Глаза Бога Смерти с картинной плоскости смотрят прямо на нас.

 

 

В пределах круга существую шесть миров: рай, зависть, животный мир, адские земли, мир голодных духов и человеческий мир.

 

Тибетская тханка Рай

Символическое изображение РАЯ в буддизме

 

Тибетская тханка зависть

Символическое изображение зависти и военных действий связанных с этим пороком

 

ТИбетская тханка голодные духи

Мир претов (голодных духов) — преталока, связан с острой жаждой, которую никак нельзя насытить или удовлетворить. Голодные духи не могут насладиться

 

Тибетская тханка мир животных

Мир животных 

 

Тибетская тханка человеческий мир

Мир людей

 

В буддизме Ад — место пребывания для существ, практикующих злобу и ненависть. Существует восемь уровней адов (на каждом уровне в центре горячий ад

В буддизме Ад — место пребывания для существ, практикующих злобу и ненависть. Существует восемь уровней адов на каждом уровне в центре горячий ад

 

Буддизм призывает покончить с привязанностями к каждому из миров, поскольку существование в них не является полностью удовлетворительным. Покоя нет даже в раю по буддисткой философии

 

Тибетская тханка. Колесо Жизни — это наша история.

 

Иногда мы похожи на голодных духов: не в состоянии оставаться на месте и всегда желаем чего-то большего. Или мы, подобно животным, живем только для удовлетворения собственных потребностей, проявляя равнодушие к чужим нуждам.

Иногда мы ощущаем себя в аду и страдаем от горя или тоски.

Время от времени пребываем на небесах, где в данный момент все нам кажется идеальным.

Иногда чувство зависти берет над нами верх и мы желаем того, что есть у другого человека.

Шесть изображенных миров являются временными и относятся к чувствам и состоянию ума. Это один из основных пунктов буддийского учения; он показывает, насколько легко осуществим переход из одного состояния в другое, или как невозможно навсегда оставаться хотя бы в одном из них, хотим мы того, или нет.

 

Центр тибетской тханки

 

На ступице колеса, в самом центре круга, изображены три существа — свинья, змея и петух, причем каждый кусает другого за хвост.

Эти существа символизируют алчность, ненависть и заблуждение. Они составляют основу человеческого существования, заставляют мир вращаться. Попытайтесь удалить хотя бы один элемент из оси, и мир рухнет.

 

Тибетская тханка

 

По ободу Колеса (смотрите оригинальное изображение) графически представлена цепочка событий, известных как «двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения».

Каждое звено представляет собой конкретный образ: невежество (связанное с кармической деятельностью), сознание, имя и форма, шесть чувств, привязанности, страстное желание, пристрастие, жадность, становление, рождение, распад и смерть.

Каждый из этих аспектов жизни связан причиной и следствием, представляют собой полный цикл жизни, но цепочка не имеет первопричины и никогда не заканчивается.

 

Тибетская Тханка древняя

Таким образом, смерть и последующее перерождение снова приводит к невежеству, и так до бесконечности. Невежество приводит к эгоцентричности сознания, далее к вере в «я» и «мое» (имя и форма), отражающихся на личных качествах (шесть чувств).

Это порождает привязанность к собственному телу и к другим вещам по принципу «нравится — не нравится» (привязанность), что приводит к страстному желанию обладать тем или иным предметом или человеком, порождая пристрастие, а вместе с ним и жадность.

 

Наши эмоции

 

Невозможность получить желаемое развивает склонность задумываться о смысле жизни и бытия (становление), зачем мы рождаемся. Все вместе идентифицируется с гнилью и разложением.

Бог Смерти держит зеркало повернутым так, чтобы мы могли видеть наши собственные мысли. Это всего лишь наш образ жизни, содержание ума. Хотя нам кажется, что все вокруг происходит на самом деле, эти взлеты и падения, счастье и горе — просто миражи, которые мы сами себе придумали. Бог Смерти в зеркале картины пытается сказать, что мы не видим самого себя за калейдоскопом событий, ощущений и желаний.

Мастер Дзен Банкей однажды сказал, что если мы разделим день на три части, то заметим, как две трети управляются «нерожденным ребенком».

«Тем не менее, — продолжал Банкей, — не осознавая этого, вы считаете, что действуете исключительно за счет ума, рассудка, и совершаете серьезную ошибку.

Что касается оставшейся трети, то она выполняет функцию своего рода помойки, куда вы, по невежеству, сваливаете весь ненужный мусор мыслей слов и поступков, создавая благоприятную атмосферу для зарождения там, в подсознании, демонов, голодных духов. И когда жизнь подойдет к концу, дальнейшая ваша судьба будет определяться содержимым этого сосуда».

 

Цель тибетской тханки

 

Тибетская тханка «Колесо Жизни» создавалась художниками специально для напоминания о том, что человек всегда должен быть в курсе состояния своего ума.

 

Где мы сейчас? В какой сфере пребываем?

В аду гнева или райской земле наслаждения?

Или же мы не зависим от всего этого и пребываем в гармонии с самим собой и миром, как и должно быть?

 

Созерцание картины довольно полезно, поскольку мы можем определить наши чувства и сферы их пребывания в данный момент. Причины чувств и эмоций становятся более очевидными, как и проявляются причины колебания от одного настроения к другому.

Так Будда стремился убедить нас, что мы в состоянии выйти из этой бесконечной цепи, отбросив попытки идентификации себя со своими чувствами и эмоциями, и, следовательно, прекратить страдания, идущие вслед за ними.

Самые интересные статьи:

Предыдущая запись

Следующая запись

Добавить комментарий

Почта не будет опубликована / Обязательны к заполнению *

Яндекс.Метрика