история, мистика, приключения

музей камней

Музей валунов Минска

Музей валунов Минска был создан в 80-е годы двадцатого века. Находится он на восточной окраине Минска между Академгородком и микрорайоном Уручье-2, в пойме реки, которая протекала в тех местах много-много лет назад. Работает круглосуточно. Это одновременно и парковая зона города — место отдыха минчан.


Это самый загадочный музей не только в Минске. Ни одна столица Европы не имеет такого музея. Лишь на территории Литвы создан аналогичный музей, правда, он в 2-3 раза меньше нашего и довольно примитивен по своей структуре.

 

 

Территория музея была излюбленным местом отдыха не только жителей микрорайона Уручье, но и всех горожан. Он знавал на своем веку многочисленные экскурсии школьников, студентов, бывали здесь и иностранные делегации. Валуны — часть природы, важный объект истории и культуры белорусов, предмет научных исследований.

Музей валунов. Камень Дзед. Языческое капище

Уникален белорусский музей валунов и тем, что представленная коллекция музея — живая энциклопедия для студентов. Здесь наглядно можно получить знания о горных породах.

Интересен замысел музея валунов — на огромной территории валунами и камнями поменьше выложена карта Беларуси. Группами валунов обозначены города и крупные населенные пункты республики, а тропинки обозначают основные транспортные артерии.

img024-1+2_600bwfinal

Теперь отдельно расскажем о Дед-Камне, который в сад камней привезли из языческого капища.

Дед (бел. — Дзед) – валун из гранита, некогда часть Минского языческого капища, как священный камень. Располагался возле дома по ул. Лодочной (сейчас это пешеходная дорожка вдоль реки Свислоч без названия). Сегодня находится в минском музее валунов. Другое, менее употребляемое название валуна – “Старец”. Приблизительные размеры камня: высота 1,2 м, длина 1,2 м, ширина 0,6м.

Музей валунов. Камень Дзед. Языческое капище

Камень Дзед еще на старом месте. фото 70 годов


 

Легенда, связанная с валуном “Дед”.

В те времена, когда Минск окружал густой лес, на окраине города, у реки, возвышался холм. У подножия холма лежал огромный валун, прозванный в народе «Дедом». Поспорил однажды повелитель рек и озер Водяник с господином лесов и зверей Лесовиком, кому владеть холмом.

Stuffed animals

Решили они: кто валун на вершину холма поднимет, тот хозяином и будет. Поднял Водяник камень, потащил в гору, но уронил: уж больно тяжёлым оказался камень. Превратился Лесовик в медведя, взвалил камень на плечи и быстро пошёл в гору. Испугался Водяник, что Лесовик выиграет спор, и поставил тому подножку. Уронил Лесовик камень. Камень упал, врос в землю, и тотчас рядом с ним вырос огромный дуб и забил из-под земли родник. Устроили люди возле «Деда» языческое капище — приходили сюда молиться, приносили разные жертвы. Вода источника помогала бездетным женщинам.

Andrei_lenkevich-8

Был ещё и такой вариант этой легенды:

В старину тут был везде лес, непроходимая болотная тхлань, одним словом, сплошная глушь. Как пойдет в эту чащу человек, так и задуриться, замутиться у него голова. Черти его водят по болоту, поколь человек не завязнет в трясине. Вот на пригорке, на высоком бурте, средь этого леса стоял этот камень.

Ходили о нем в народе слухи: кто овладеет этим камнем, тот станет богатым и счастливым. Вот и захотелось Лесавику и Водяному завладеть камнем. Поспорили. Чтобы развязать спор, пошли к своему старшему. Тот предложил им: кто без передыху вознесет камень на пересечение дорог, тот и будет хозяин этого камня. Бросили жребий, кто первым пойдет. Первым стал Лесавик.

Но, как ни старался Лесавик, поднять камня он ни сумел. Ни помогли яму и его подчиненные, лесные звери. Тогда взялся за камень Водяной. Взвалил он камень на зашеек и понес. Испугался Лесавик, что камень достанется Водяному. Подставил он ему ногу. Упал Водяной на берегу Свислочи.

andrei-liankevich-pagan-2012-01-19-002

Упал и камень на самый берег реки. Ни Лесавик, ни Водяной ни завладели им. А было это давным-давно. Так давно, что даже самые старые люди ни помнят. От того времени и стоит этот камень.
— «Языческое капище в Менске в конце XIХ — начале XX столетия.»

Валун “Дед” находился в Минске, на берегу Свислочи, на улице Лодочной в районе теперешнего ресторана «Старое русло», что напротив лицея БГУ.

Камень стоял сразу за забором дома №2, по ул.Лодочной. Капище состояло из полусферического камня, креста, увешанного вышивными рушниками и помоста. Часть этого помоста лежала на земле и подходила к валуну. Вторая часть (около двух метров в ширину и метр в длину) нависала над водой реки Свислочь, он стоял на столбах, которые были вбиты в дно Свислочи. Помост служил знахарю-священнику для проведения службы.

Музей валунов. Камень Дзед. Языческое капище

Так выглядело языческое капище в Минске на улице Лодочной еще в 20 веке


До 1888 г. на капище рос огромный священный дуб “Волат”, горел неугасимый жертвенный огонь, рядом с которым жил его хранитель – “Старец” (Знахарь-священник).

Дуб “Волат”, с сухим верхом и с большим дуплом, был в четыре обхвата (становилось четыре человека и обнимали его с раскрытыми руками), под дубом так же молились. Дуб получался в центре композиции: с одной стороны от дуба стоял валун “Дед”, а со второй — жертвенник (алтарь) с огнём.

На самом камне ничего не палили, жертвенный огонь был недалеко от камня. Он горел на камнях и был обложен вокруг камнями. В диаметре он составлял 1 метр. Дно кострища было выложено камнями, а кругом выложен большими валунами, которые создавали круглую ограду. Высота такой ограды была около 30-40 сантиметров. На этом огне сжигали потроха овец, коз, свиней и петухов, которых приносили в жертву.

Музей валунов

Раньше был ещё и второй огонь (жертвенник). Он стоял поближе к камню, за тем огнём. «Жертвенник» был выложен из камней размером 20-25 см, диаметр огня — 1,5 аршина, толщина стенки – около 25-30 см. Стенка былв сложена из разных валунов на густой глине. Внутри был настил, сложенный из камней размером 20-25 см.

Высота «жертвенника» была выше человеческого роста, около 2 аршин (под 1,8 метра). Глубина отверстия «жертвенника» — около 30 см. Высота камня была большая, около аршина, он имел шероховатую поверхность, стоял на расстоянии 3-х метров от берега Свислочи, а жертвенник находился в 10 метрах от камня. Этот жертвенник скоро развалился — глина размокла и от огня появились трещины. После этого был сделан вышеописанный.

Belarus / Minsk / 12.03. 2009 / Stuffed animal of wild boar is presented at the Hunting exhibition. © Andrei Liankevich / Anzenberger

 

 

Вся площадка святилища была огорожена плетнями. Плетень был сооружён из еловых веток и окружал всю молельню. В высоту был около 2,5 аршин.

Все три предмета капища: дуб, камень и алтарь, почитались священными. Каждый предмет капища также имел своё название:

Священный дуб назывался Волат (Великан).
Камень — Дед, или Старец.
Жертвенник – Жыжа; или просто – огонь.

Место это, даже во второй половине XIX века, находилось в глуши под Минском (хотя сегодня это место уже недалеко от центра города). Кругом был густой лес: ёлка, осина, берёза, ольха. Языческая молельня получалась в чаще, средь болота, на плавком берегу Свислочи.

Знахарь-священник святил воду и окроплял ею собравшихся верующих, которые клали в специальную посуду свои деньги (это была кастрюля с закрытым верхом, с отверстием для монет).

После ритуала священник позволял верующим брать освященную воду со Свислочи. Так же на капище устанавливался ящик из досок, в который складывали святые жертвы, подношения (в основном это были полотенца, холст, рожь в мешочках, ячмень, разные крупы). Весь камень был увешан рушниками и холстом.

dzed

Также на камень выливали вино, мед, молоко.

На огне палили останки жертвы; когда приносили петуха, то мясо брал к себе знахарь-священник, а ноги, кишки и всякий сор сжигали на огне, как жертву своим богам.

Прошения у камня и исцеление

Люди приходили к камню просить о здоровье, замужестве, разрешить другие проблемы. Когда у кого болел живот, если женщина хотела родить, или хотели погадать на своих детей — люди вешали рушники, фартуки или ткани на сам камень. Если девушка хотела выйти замуж, то она загадывала на какого-нибудь парня и вешала свой рушник (обязательно вышитый своими руками) на этот камень. Такого рода подношениями был увешан почти весь камень.

Некоторые вешали на священный дуб. Всё это должно было висеть на камне 33 дня. Если кто украдёт, тогда надо вешать снова. Некоторые приносили вещи на молельню, когда начинали отправлять богослужение.

Для женщин, которые не могли заиметь детей, но хотели родить, надо было сделать следующее: в самую темную ночь прийти на капище. Сесть голым местом на камень. Так чтобы юбкою закрыть весь камень. И сделать это надо три раза. При этом надо сказать три раза: Поможи боже.

Pagan_tradition_report_4-785x785

При самом камне было что-то вроде колодца — в настиле была дырка-углубление, в котором и помещалась святая вода, она лечила от всех болезней: болезни сердца и живота, головы и рук, глаз. Существовала определенная оплата. Дороже всего стоило лечение от бесплодности. Много зарабатывали священники-знахари и на наговорных снадобьях. Кто приносил барана — получал целое ведро воды от всех болезней. А за наговорное снадобье нужно было заплатить в пять раз больше.

Знахарь-язычник

Обряд освящения воды проводил знахарь, которого люди называли – “волшебник”. Таких особ люди почитали за святых и во всём их слушались. Им молились и приносили богатые жертвы. К ним шли за помощью при пожаре, краже, болезнях, даже море на скотину. “Волшебник” ворожил по солнцу и по звёздам, по потрохам козы или овцы, которых специально для этого приносили ему и он объяснял прихожанам, от чего случилась несчастье и как от него следует избавиться. В благодарность ему приносили, кто что мог.

В 1850-х гг. был знахарь-волшебник Савастей — высокий и толстый мужчина с большой чёрной бородой и длинными волосами, который весьма разбогател при камне.

Он давал женщинам по небольшому петушку — свистульке из глины (он их сам делал, сам обжигал и раскрашивал). Этого петушка надо было держать на стене в «красном углу». И надо было молиться и просить, чтобы бог защитил её мужа «от супостата, от пули, от штыка, от пики, и от сабли.»

Музей валунов

 

 

Помимо этого читалась молитва:

«Милостивый боже, заступись за раба (такого то), защити его от пули скорой, от сабли острой, от штыка колючего, от всякой лихости и несчастья».

Жил Севастей в деревянном доме при капище-молельне. Этот дом построил ещё отец Севастея, который так же был священником-знахарем при этом камне. Дом строился ещё тогда, когда у людей ни было пилы, ни досок. Тогда всё делали свими руками: бревна на резали пилой, а всё рубили секирой. Этот дом был первым дом Лодочной улице. Когда провели железную дорогу, дом перешёл в руки одного еврея, который затем переделал его под торговую лавку и продавал в ней всякие вещи для мужчин и для женщин.

Борьба с местом поклонения “Деду”

При строительстве Минской железнодорожной станции, в самом начале 1870-х гг., начали застраивать ул. Лодочную, огонь часто тушили, а камни скидывали в реку. Был случай, когда приехали жандармы, разбросали кострище и затушили огонь. Прихожанам запретиль сжигать на жертвенном огне мясо овец и коз. Знахарю Севастею тогда с трудом удалось откупиться, дав полицейскому жандарму много денег и бочку мёду.

photoquai_03

Церковнослужители постановили отобрать у “волшебника” Севастея этот молельный камень, окрестить его по-христиански, поставить у него крест и служить по-христиански богослужение. В 1880г., перед празднованием 900-летия крещения Руси, царские власти попытались прекратить проведение языческих служб. Был потушен священный огонь и спилен вещий дуб “Волат”. Церковнослужители прогнали Севастея, отобрали у него камень и все молельные принадлежности. Был установлен крест и “аналог” (такой ящик с крестом).

В ящике были кадило, крест, Евангелие и миска, куда ложили деньги. При этом месте стал служить отец Яфимий, к которому продолжали приходить и бывшие прихожане, поклонявшиеся камню. Хотя и до этого некоторые люди ходили и в церковь, и к огню. По воскресеньям и праздникам – в церковь, а, как заболит что – шли к огню и к самому знахарю, принося приношения, кто яйца, кто петуха или курицу. А после, в праздники ходили опять молиться в церковь, чтобы Бог отпустил им грехи или дал покаяние.

f0c6ca6cbd84d1ecfb10177402ec0db14f17bef2_400x400

Новые священники и дьяки не хотели служить на этом месте. Они все утверждали, что это “поганое место”, что здесь, при камне, бывает, собираются черти, что там живет ведьма. К тому же оказалось, что отец Яфимий обманом выдавал себя за другого, а на самом деле – это был Скардович Яхим, из крепостных на Минщине, конокрад, бежавший из тюрьмы. Он так же разбогател на пожертвованиях при камне, а позже, уже при советской власти, бежал неизвестно куда.

Прекратить же поклонение валуну «Деду», так и не удалось. Старший Севастей умер примерно в начале 1904г., к Японской войне, в возрасте более ста лет, будучи крепким и здоровым.

На общем погосте его хоронить не разрешили, для этого было специальное небольшое кладбище для людей, которые ходили молиться в молельню (языческую), а не в церковь. Оно было расположено примерно там, где теперь вино-водочный завод «Кристалл» по ул. Октябрьской. Там они имели свои могилы, которые были прокляты православными священниками и ксендзами.

Музей валунов язычество славян

 

Камень в XX веке

В начале XX ст. ни дуба, ни огня кругом камня уже не было. Стоял один камень, капище на Лодочной улице было разрушено в 1905г. Но службы и моления возле него проводить не перестали.

В конце 20-х г. XX века в молельне при камне хозяйничал сын Севастея, младший Севастей. Помост сложен был из брёвен и свисал над Свислочью. Но жертвенного огня при камне уже больше не раскладывали. Сам камень был увешан полотенцами и тканями. Севастей-младший был репрессирован в 1927-м г.

В начале 1980-х сам валун был перевезён в музей валунов, расположенный на окраине Минска, в Уручье, где находится и по сегодняшний день (2010г.). Однако, белорусские ученые из института истории Академии наук выдвинули идею восстановить языческое капище на прежнем месте, поясняя это тем, что камень, который называют «Дед», мог бы привлечь туристов в центр города.

Камень стоит в музее обособленно, в отличие от большинства экспонатов музея. И, что самое интересное, камень и сегодня пользуется вниманием — под ним и сегодня можно увидеть принесённые «пожертвования»: деньги и сладости.

Белорусская ясновидящая Галина Полищук (финалистка Мировой битвы экстрасенсов, проводимой в Украине в 2011 году) часто посещает сад камней и называет его «местом силы».

<

p style=»text-align: right;»>автор фотографий: Андрей Ленкевич

Предыдущая запись

Следующая запись

Добавить комментарий

Почта не будет опубликована / Обязательны к заполнению *

Яндекс.Метрика