история, мистика, приключения

Легенды Минска

Легенды Минска

Минск, как и всякий другой населенный пункт, имеет свои легенды и предания. Другое дело, что мы их мало знаем. Так как за годы советской власти информация о минских призраках, о городских легендах тщательно умалчивалась и делалось все, чтобы стереть ее из людской памяти.

И сейчас они «живы» лишь благодаря тем немногим людям, для которых городская мифология не только увлечение, но и профессия, таким, как историки Артур Зельский и Иван Сацукевич.

Большинство преданий, которые они рассказали корреспонденту газеты «СБ», не могут претендовать на историческую достоверность. Но все же хочется в это поверить. Потому что город без легенд буден скучен.

На этой странице собраны легенды, предания, связанные с Минском, историей возникновения названий его улиц, районов.


Следующие легенды Минска:

1. Предание об основании Менска (Минска).
2. Костел святого Роха.
3. Золотая Горка.
4. Дом масонов.
5. Минская икона Божией Матери.
6. Комаровка.
7. Лошица.
8. Красавицы и чудовище.
9. Русалка в Свислочи.
10. Дом с приведениями.
11. Крокодилы из Татарского болота.
12. Белая панна Кальварии.
13. Призрак ратуши.
14. Про то, как Лесовик с Водяником гору не поделили.


1. Предание об основании Менска (Минска).

legenda_minsk

Между Татарским концом и Переспенским мостком, у самого Виленского почтового пути, когда-то поселился знаменитый богатырь-знахарь по прозванию Менеск, или Менский, и построил на реке Свислочи большую каменную мельницу на семь колес. Никто самого Менеска не видел, тем не менее, в окрестных местностях свислочской земли слышны были самые фантастические рассказы о его силе. Говорят, что в его мельнице мука мололась не из ржи, а из камней, что ночью слышались какие-то странные крики, ауканье, песни, музыка и танцы, что в полночь ездил он на своей мельнице по селениям и набирал дружину из храбрых, смелых, сильных людей, которые позже образовали целый народ, а поселился он рядом с мельницей. Тут и был основан город и назван именем богатыря — Менск.

Известный белорусский археолог Г. В. Штыхов считает, что название Минску дала река Менка, впадающая в Птичь в 12 ки-лометрах севернее современного города Дзержинска. Археологи обнаружили там древнее поселение. По мнению ученого, его жители по каким-то причинам в XI веке перешли с берегов Менки на Немигу и основали там новое поселение, сохранив за ним старое название — Менск.

Подобного же мнения придерживался и ведущий географ БССР В. А. Жучкевич. Более того, он высказывал предположение, что на берегах Свислочи к этому времени уже существовало самостоятельное поселение Немига. А вот профессор Э. М. Загорульский исключает возможность переноса. По его гипотезе, похожее название с корнем «мен» имела исчезнувшая маленькая речка, впадавшая в Свислочь. Изначальное «Менск» было искажено в XIX веке. Царские чиновники механически восприняли польскую форму Minsk, сделав ее общеупотребительной.

С 1916 года в среде белорусской интеллигенции утвердилось название Менск-Белорусский. Оно сохранялось во время немецкой и польской оккупации, использовалось в документах эмиграционных белорусских правительств.

После установления Советской власти историческая форма Менск стала достоянием только белорусского языка, но и она была заменена на Минск в конце 30-х годов в связи с усилением репрессий против национальных кадров республики. Любопытно, что до этого в белорусских книгах указывалось место издания — Менск, а в русских — Минск.


2. Костел святого Роха.

Костел святого Роха легенды

В 1890 году в газете «Минский листок» была помещена публикация ксендза Харевича о Золотогорском костеле и его названии. По преданию, во время одной из многочисленных эпидемий XIX века (1831 г.?) кому-то из минчан приснился вещий сон: спасение зависит от святого Роха, статуя этого святого погребена в костеле бонифратров (милосердных братьев, или гостеприимных братьев), ее надо найти и извлечь. После продолжительных поисках в руинах была найдена деревянная статуя св. Роха. Ее очистили, в торжественной процессии пронесли по городу и установили в деревянной каплице на Золотой Горке. В некоторых публикациях указывалось, что св. Рох является патроном (покровителем) города.


3. Золотая Горка.

Золотая Горка Минск легенды

Откуда пошло название «Золотая Горка»? Есть несколько версий.
Первая. В старые времена эта местность была излюбленной для сокрытия кладов. Их здесь не раз находили, что и привело к возникновению названия.

В основу другой версии легла легенда. После ликвидации эпидемии холеры один врач, по национальности поляк, выйдя из каплицы, снял плащ, расстелил его на земле и бросил несколько золотых монет. Он призвал горожан тоже сделать пожертвования на строительство каменного костела. Посыпались медные, серебряные и золотые монеты. Образовалась небольшая горка. Люди так и назвали это холмистое место — Золотой Горкой.

Третья. Название появилось в период «золотой» осени, когда эта местность, покрытая лиственным лесом, преображалась — окрашивалась в яркие желтые, багряные, золотые тона. В солнечную погоду холм сиял от золота кленов, чем и снискал себе название.

По четвертой, сюда, на холмистое место на постой с Игуменского тракта заворачивали купцы те, что побогаче. Золото они имели в достатке.


4. Дом масонов.

legend_minsk6

Отреставрированное недавно здание по Музыкальному переулку в некоторых материалах о прошлом города упоминается как Дом масонов. По одним данным, историческими исследованиями это не подтверждается. Нет якобы достоверных сведений о заседаниях в этих стенах масонской ложи «Северный факел». Но в двадцатых годах ХIХ века муж одной из владелиц здания был в списках членов масонской ложи. Возможно, поэтому он и получил свое название.

По другим данным предполагают, что дом принадлежал минской масонской ложе «Красный факел» и был построен этим же обществом.
(К тому же, в разных источниках фигурируют разные названия масонской ложи — в одних — «Красный факел», в других — «Северный факел»).
В плане дом представляет собой масонский крест. Достигалось это за счет симметрично выступающих с четырех сторон центральных частей фасада. Существует легенда, что по законам ложи дом строился без окон. Оконные проемы заменялись нишами, в которые были вставлены цветные стекла. Они скрывали от любопытных масонские тайны.

Впервые дом был обозначен на плане города в 1817 г. Сама масонская ложа была основана в Минске в 1816 г. и просуществовала до 1822 г., когда была запрещена решением царского правительства.


5. Минская икона Божией Матери.

legend_minsk5

В иконостасе Свято-Духовой церкви есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы. Но самая ценная реликвия — чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

История этого дивного образа восходит к евангельским временам.
Как сообщает предание, икона была писана святым апостолом и евангелистом Лукой. Многие столетия она находилась в Византии.

Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину из Корсуни (Херсонеса — города на Крымском полуострове) святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Предание гласит, что икона пятьсот лет хранилась в этой церкви Киева.

Однако в этом храме святой образ мог находиться только до 1240 г., когда во время нашествия татаро-монгол Киев был разрушен. В тяжёлую годину татарского погрома икона уцелела. Скорее всего, благочестивые жители Киева её где-то спрятали. В 1482 г. Киев подвергся очередному опустошительному набегу со стороны татар. Вероятно, тогда один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу. Сама икона была брошена в воды Днепра.

Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на реке Свислочь против замка, где по «необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет» (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы).

В 1616 г. 18 октября униатский митрополит Иосиф Вильямин Рутский распорядился перенести икону из православной замковой церкви в тогдашний униатский Свято-Духов монастырь. Только после воссоединения униатов в 1839 г. эта святыня была возвращена православным. Когда в Минске открылась православная архиерейская кафедра, тогда церковь Свято-Духова монастыря, где хранилась святая икона, была переименована в Петропавловский кафедральный собор. В этом соборе Минская икона Божией Матери находилась почти до 30-х годов XX века, который был варварски взорван летом 1936 г. Незадолго до уничтожения этого храма икона была помещена в краеведческий музей.

В 1941 г. после отступления Красной Армии благочестивая православная жительница Минска выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал её в Свято — ПетроПавловский собор (Екатериненскую церковь) на Немиге. После закрытия этой церкви в 1945 г. икона Божией Матери была перенесена в Свято — Духов кафедральный Собор, в котором свято сберегается доныне.

Святой образ Минской Богоматери пережил много лихолетий. Ему поклонялись люди многих поколений. Матерь Божия помнит их всех, прибегавших к Её заступничеству в своих молитвах.

В честь явления иконы Божией Матери в нашем городе ежегодно происходит торжественное служение и Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.


6. Комаровка.

Минск Комаровка

Как-то на паперти Николаевского храма (район улицы Кропоткина?) бездельничал юродивый Федька Комар. Он стал свидетелем как какой-то человек внезапно скончался на дороге к храму. В руках у него был тяжелый грязный мешок. На том месте, где стоял Николаевский собор, в древности находилось кладбище. Говорили, что на нем был похоронен со всеми своими сокровищами лихой разбойник Сенька Сокол — лучший из дружинников князя Глеба Всеславича.

Юродивый, схватив мешок, побежал в ближайший лес, подальше от людских глаз. На дне мешка заманчиво блестели золотые монеты. Однако, охваченный страхом и жадностью, Федька Комар не заметил, как угодил в болото.
С тех пор это место и стали называть Комаровкой.

По другой версии название пошло от огромного количества комаров, в изобилии летающих над этой болотистой местностью.


7. Лошица.

Лошица Минск

Владелец Лошицы пан Евстафий Любанский женился в 37 лет на двадцатилетней Ядвиге Киневич — дочери главы мозырской шляхты. Красавица Ядвига была женщиной любвеобильной и успевала строить глазки многим видным мужчинам. Местные жители рассказывают, что Ядвига воспылала страстью к красивому молодому человеку (то ли гусару, то ли простому панскому служащему) и уже ждала от него ребенка. Естественно, Евстафий вынести этого не мог…

Что точно произошло в ту злополучную ночь точно не известно. Известно лишь, что среди ночи Ядвига Любанская спустилась по обрывистому берегу к реке (тропинка сохранилась по сей день) и, судя по всему, села в лодку. Наутро последнюю хозяйку лошицкой усадьбы нашли уже мертвой недалеко от перевернутой посудины. Убитый горем Евстафий приказал навсегда заложить кладкой окно в комнате Ядвиги. (Зачем?) Сам же он после смерти жены забросил все дела и уехал на Кавказ, где вскоре и умер.

Ядвига же, судя по всему, покидать лошицкие владения не собирается. О появляющемся в полнолуние белом призраке рассказывают не только любящие посудачить бабки, но и люди вполне серьезные.

Например, заместитель директора Лошицкого садово-паркового хозяйства Евгений Григорьевич Терехов. «В апреле, когда полнолуние совпадает с периодом цветения реликвии лошицкого парка — маньчжурского абрикоса, с 10 до 11 часов вечера на фоне луны появляется необычайно отчетливый силуэт женщины в широких белых одеждах. А не далее как в 2003 г, в пятницу 13-го, в канун Янова дня, который бывает примерно раз в 70 лет, у слияния Лошицы и Свислочи также с 10 до 11 вечера силуэт белой дамы парил над водой. Как говорят в народе: на мельницах черти водятся. Не стали исключением и лошицкие мельницы (а было их две). Видят чертей обычно те, кто изрядно принял на грудь. Но видят их лишь однажды. После встречи пьянчуги с чертом снова, первого находят наутро мертвым». На памяти Евгения Терехова случаев, когда пьяных наутро находили мертвыми, и именно на развалинах мельниц, наберется уже с десяток.

Кроме всего прочего, есть еще в лошицком парке так называемый обручальный дуб. Как вспоминает внучатая племянница последней хозяйки усадьбы, с незапамятных времен сюда приходили просить здоровья, любви, дружбы, творческого вдохновения. В общем, кому что нужно. И все желания (особенно если речь идет о творчестве) дуб до сих пор исполняет исправно.


8. Красавицы и чудовище.

Драконы Беларусь

Бывшая Высокая гора, где сейчас располагается Юбилейная площадь, давным–давно называлась Змеевой. По преданию, в ее глубоких пещерах жил кровожадный змей. По сути, обыкновенный, можно даже сказать, стандартный дракон, коих когда–то было немало по всей Европе.

Дракон, как это водится среди всех уважающих себя драконов, злодействовал. Требовал дань, разнообразные яства, похищал людей. А раз в год обязывал окрестные селения предоставлять ему десять красивых девушек. Красавиц, идущих на заклание, выбирали по жребию. И вот однажды дракон «прокололся» — жребий пал на девушку, суженым которой оказался известный местный богатырь. Ему крайне не понравилось, что невеста попадет к змею, и он отправился к рептилии разобраться. Произошел жесткий и кровопролитный поединок… Легенда имеет два варианта развязки. Один из них — самый настоящий хеппи–энд. Богатырь побеждает супостата, забирает свою суженую, и живут они долго и счастливо. Второй вариант трагичен. В битве со змеем богатырь выиграл, но сам был смертельно ранен. Хрустальный гроб с телом героя опустили на дно реки Свислочь, аккурат в то место, где под водой скрылся поверженный змей. Предание рассказывает, что еще многие десятилетия, когда уровень воды в реке опускался, над водой торчали огромные ребра убитого чудовища.


9. Русалка в Свислочи.

Русалка Беларусь Минск Свислочь

Где–то в XVI веке в Минске жила прекрасная шляхтянка. Что ни день, в дом красавицы, что стоял на перекрестке улиц Подгорной и Францисканской (нынешние Карла Маркса и Ленина) приезжали сваты, но она всем отказывала, претенденты казались ей недостойными. Как водится, в девушку влюбился молодой, красивый, но бедный шляхтич. Долгое время ходил он к ней, но так и не добился взаимности. Та прямо сказала, что за бедняка не пойдет. И вот однажды, зайдя в очередной раз к своей зазнобе, парень увидел ее в объятиях некрасивого, глупого, но богатого горожанина. Юноша не на шутку разозлился. Дождался, пока соперник уйдет, схватил прагматичную красавицу и утопил ее в Свислочи.

Вскоре после этого в реке появилась обворожительная русалка, которая лунными ночами заманивала в воду проходящих мимо мужчин и топила их в глубоких омутах. Поговаривали, что русалка эта и есть утопленная красавица, которая в силу своей злобной натуры продолжала мстить мужчинам.


10. Дом с приведениями.

Дом с приведениями Минск

В XIX веке в здании по улице Зыбицкой (нынешняя Торговая, 27) жил купец. У купца были две родные дочери и одна приемная. Девушки подросли, им надо было дать соответствующее образование. Купец нанял гувернера — красивого образованного молодого человека из бедной семьи. Все три дочери мгновенно в него влюбились. Ответные чувства у гувернера проснулись к приемной дочери. Понимая, что купец на неравный брак согласия не даст, молодые люди решили сбежать.

По плану молодой человек с лошадьми ждал свою возлюбленную недалеко от дома. Но сводные сестры, узнав о намечающемся побеге, связали пытавшуюся скрыться девушку и посадили в подвал до вечера, когда должен был прийти отец.

По трагической случайности как раз в это время (а дело было весной) вода в Свислочи поднялась настолько высоко, что затопила подвал. Связанная девушка утонула. Прождав час, парень понял: что–то не так, и направился в дом. Увидев бездыханное тело своей возлюбленной, он впал в неистовство и убил двух сестер, а после повесился сам. По преданию, привидения всех участников этой драмы до сих пор обитают в стенах дома.


11. Крокодилы из Татарского болота.

Крокодилы Минск

Впервые о «крокодиле» упоминает немецкий дипломат и путешественник барон Сигизмунд Герберштейн, который в XVI веке посещал наши края. В своих «Записках о московских делах» он вспоминал, что белорусы содержат в качестве домовых божеств «каких–то змей с четырьмя короткими ногами с черным и жирным телом, имеющих более трех пядей (45 — 60 см) в длину».

В Минске, в Татарском болоте (на месте нынешнего Дворца спорта), действительно водились похожие на крокодилов крупные ящерицы длиной до полуметра. В 1885 году был пойман последний минский «крокодил». Его чучело долгое время хранилось в кабинете директора одного из городских реальных училищ.


12. Белая панна Кальварии.

Белая Пани Кальварии

Примерно в конце XIX века, поздней осенью, умерла молодая паненка. Ее решили похоронить на Кальварийском кладбище. Положили в гроб, отпели, замуровали в склепе. Но оказалось, что паненка не умерла, а уснула летаргическим сном. Проснувшись, девушка так и не смогла выбраться из заколоченного гроба и в муках погибла. С тех пор ее привидение в поздние ноябрьские ночи на протяжении века бродило по кладбищу. Призрак исчез лишь после того, как вандалы разрушили склеп. Хотя до сих пор некоторые полуночники, которые прогуливались возле кладбища, утверждают, что видели странную белую фигуру, бродившую между могилами.


13. Призрак ратуши

Призрак Минской ратуши

Случилась эта темная история в XVIII веке. У Кароля Радзивилла был друг и дальний родственник Михал Володкович, который хотел стать членом Минского магистрата. Этот человек был разгильдяем, пьяницей и бабником. Естественно, что с такой славой в ратуше его никто не ждал. Володкович обратился за помощью к своему родственнику и собутыльнику, и тот решил проблему кардинальным способом. Радзивилл приехал в Минск с солдатами, вошел в магистрат, и в одночасье непутевый товарищ получил вожделенную должность. Несмотря на свой новый солидный статус, новоявленный член магистрата продолжал творить одно безумство за другим. То саблей в присутственном месте, подвыпив, махать начнет, то проповедь ксендзу сорвет, устроив бесплатную раздачу вина у входа в храм.

Городские власти долго терпели выходки самодура, зная о высоком покровителе злодея, который в любом случае вытащит его из тюрьмы. Но однажды чаша терпения переполнилась. 12 февраля 1760 года Володковича схватили и практически без суда и следствия приговорили к расстрелу. К ничего не понимающему Володковичу в темницу пришел священнослужитель и предложил покаяться, мол, этого достаточно, чтобы его простили. Но бедолага, то ли чувствуя собственную безнаказанность, то ли считая, что его разыгрывают, извиняться отказался. Сразу после этого Михала вывели в парк возле ратуши и расстреляли. Говорят, что душа злодея еще долго появлялась по ночам возле ратуши и требовала справедливого возмездия. Ратушу уничтожили, а сейчас, когда ее восстановили, поговаривают, что призрак появился опять.


14. Про то, как Лесовик с Водяником гору не поделили.

камень дзед язычество беларусь

На окраине Минска, в районе улицы Кошарской (нынешняя Красноармейская), еще в XIX веке стоял лес, о котором рассказывали интересную легенду. У подножия одного из холмов этого леса лежал валун, его еще называли «Дзед». Водяник и Лесовик поспорили, кому будет это место принадлежать. Решили устроить соревнование — кто возьмет огромный валун и донесет его до вершины горы, тот и станет полновластным хозяином. Первым взялся Водяник, взвалил себе камень на плечи, закряхтел, сделал несколько десятков шагов и остановился. Лесовик оказался покрепче: взяв валун, он споро пошел в гору. Водяник понял, что проигрывает, и решил сжульничать, подставил подножку. Лесовик споткнулся, валун упал и сразу врос в землю. Рядом с ним забила криница и вырос дуб–великан. А вскоре люди устроили возле камня языческое капище.

Самое удивительное в этой легенде то, что она имеет совершенно реальное продолжение. Последние жрецы этого капища, отец и сын Севастеи, жили еще в начале XX века. И капище в Минске действительно существовало. Православные священники жаловались тогда на городских женщин: мол, днем они в церковь ходят, а вечером «становятся» язычницами. По преданию, камень «Дзед» помогал бесплодным женщинам.

Капище уничтожили в начале XX века. Отец Севастей умер, а сын был репрессирован в 1927–м. Дуб спилили, источник засыпали. Камень продолжал лежать. После его перевезли в музей валунов, что в микрорайоне Уручье.

Предыдущая запись

Следующая запись

Добавить комментарий

Почта не будет опубликована / Обязательны к заполнению *

Яндекс.Метрика